Учеб. программа “Лабораторная диагностика”

Скачать программу подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 31.02.03 Лабораторная диагностика базовой подготовки
 
 
 
 
 

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 31.02.03 Лабораторная диагностика базовой подготовки

 

Содержание

 

1. Общая характеристика  3
2. Учебный план  7
3. Календарный график учебного процесса  7
4. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей  7
5. Программа практик  8
6. Программа государственной итоговой аттестации  8
7. Оценка качества освоения ППССЗ  9
8. Фонд контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации  9
9. Фонд контрольно-оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации  10
10. Материально-техническое обеспечение ППССЗ  10

 

  1. Общая характеристика

 

1.1. Программа подготовки специалистов среднего звена 31.02.03 Лабораторная диагностика (далее – ППССЗ) обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 970.

1.2. ППССЗ разработана с учетом методических рекомендаций по разработке основной образовательной программы среднего профессионального образования ФИРО (2014 г.) и обеспечивает достижение обучающимися результатов, установленных ФГОС.

1.3. ППССЗ включает в себя следующие элементы:

– титульный лист;

– содержание;

-общая характеристика, включающая в себя сведения о квалификации, присваиваемая выпускнику, требования к абитуриенту, виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, планируемые результаты освоения ППССЗ, сведения о преподавательском составе, необходимом для реализации ППССЗ;

– учебный план;

– календарный график учебного процесса;

– рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей;

– программы практик;

– программа государственной итоговой аттестации;

– оценка качества освоения ППССЗ;

– фонд контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся;

– фонд контрольно-оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации;

– материально-техническое обеспечение ППССЗ.

1.4. Нормативные документы для разработки ППССЗ:

– Конституция Российской Федерации;

– Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 970 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика»;

– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июля 2013 года № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

– Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации;

– Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика;

– Устав ГАОУ СПО РК «Евпаторийский медколледж»;

– Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ГАОУ СПО РК «Евпаторийский медколледж»;

–  Положение о выполнении и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы в ГАОУ СПО РК «Евпаторийский медколледж»;

– Положение об организации и проведении практики обучающихся ГАОУ СПО РК «Евпаторийский медколледж».

1.5. Миссия настоящей ППССЗ состоит в удовлетворении образовательных потребностей личности общества и государства в развитии единого образовательного пространства в области медицины. Целью ППССЗ является подготовка квалифицированных кадров со средним медицинским образованием, всестороннее развитие и воспитание личности обучающегося, формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО  по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика.

1.6. Подготовка выпускников осуществляется на основе практико-ориентированного обучения, позволяющего сочетать теоретические знания с практическими навыками профессиональной деятельности.

1.7. ППССЗ по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика является программой среднего профессионального образования. Трудоемкость освоения ППССЗ составляет 147 зачетных единиц.

1.8. Сведения о квалификации, присваиваемой выпускнику

В результате освоения ППССЗ СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика выпускнику присваивается квалификация «медицинский лабораторный техник».

1.9. Нормативный срок получения СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика базовой подготовки на базе среднего общего образования:

для обучающихся по очной форме обучения – 2 года 10 месяцев;

для обучающихся по очно-заочной форме обучения увеличиваются на 1 год.

1.10. Требования к абитуриенту определяются действующим порядком приема в образовательные учреждения СПО, имеющие государственную аккредитацию, и Правилами приема в ГАОУ СПО РК «Евпаторийский медколледж». Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем общем образовании.

1.11. Виды профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник

Область профессиональной деятельности выпускников включает: клинические, микробиологические, иммунологические и санитарно-гигиенические лабораторные исследования в учреждениях здравоохранения и научно-исследовательских институтах.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: биологические материалы, объекты внешней среды, продукты питания, первичные трудовые коллективы.

Медицинский лабораторный техник готовится к следующим видам деятельности:

– проведение лабораторных общеклинических исследований;

– проведение лабораторных гематологических исследований;

– проведение лабораторных биохимических исследований;

– проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований;

– проведение лабораторных гистологических исследований;

– проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований.

1.12. Планируемые результаты освоения ППССЗ

Медицинский лабораторный техник (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Медицинский лабораторный техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Проведение лабораторных общеклинических исследований.

ПК 1.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований.

ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.

ПК 1.3. Регистрировать результаты лабораторных общеклинических исследований.

ПК 1.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

Проведение лабораторных гематологических исследований.

ПК 2.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных гематологических исследований.

ПК 2.2. Проводить забор капиллярной крови.

ПК 2.3. Проводить общий анализ крови и дополнительные гематологические исследования; участвовать в контроле качества.

ПК 2.4. Регистрировать полученные результаты.

ПК 2.5. Проводить утилизацию капиллярной и венозной крови, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

Проведение лабораторных биохимических исследований.

ПК 3.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных биохимических исследований.

ПК 3.2. Проводить лабораторные биохимические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.

ПК 3.3. Регистрировать результаты лабораторных биохимических исследований.

ПК 3.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

Проведение лабораторных микробиологических и иммунологических исследований.

ПК 4.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных микробиологических иммунологических исследований.

ПК 4.2. Проводить лабораторные микробиологические и иммунологические исследования биологических материалов, проб объектов внешней среды и пищевых продуктов; участвовать в контроле качества.

ПК 4.3. Регистрировать результаты проведенных исследований.

ПК.4.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

Проведение лабораторных гистологических исследований.

ПК 5.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных гистологических исследований.

ПК 5.2. Готовить препараты для лабораторных гистологических исследований биологических материалов и оценивать их качество.

ПК 5.3. Регистрировать результаты гистологических исследований.

ПК 5.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ПК 5.5. Архивировать оставшийся после исследования материал.

Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований.

ПК 6.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно-гигиенических исследований.

ПК 6.2. Проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания.

ПК 6.3. Проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования.

ПК 6.4. Регистрировать результаты санитарно-гигиенических исследований.

ПК 6.5. Проводить утилизацию отработанного материала, обработку использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

1.13. Сведения о преподавательском составе, необходимом для реализации ППССЗ

          Реализация ППССЗ СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Преподаватели, отвечающие за освоение обучающимися профессионального учебного цикла имеют опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Доля штатных преподавателей, привлекаемых к учебному процессу по дисциплинам профессионального цикла – не менее 60 процентов.

 

  1. Учебный план (приложение № 1)

 

  1. Календарный график учебного процесса (приложение № 1)

 

           Учебный план составлен на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 августа 2014 г. №970.

 

  1. Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей (приложение № 2)

 

             Рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей включают в себя: наименование дисциплины (модуля); цели и задачи ее изучения; требования к результатам освоения дисциплины, перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения ППССЗ; указание места дисциплины (модуля)в структуре ППССЗ; объем (трудоемкость) дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины (модуля), структурирование по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий; указание примерной тематики курсовых работ, тематики рефератов и указание на наименование лабораторных работ, выполняемых в рамках лабораторных практикумов (при их наличии); перечень учебно-методического обеспечения дисциплины, в том числе для самостоятельной работы обучающихся, перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля); контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю); перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины (модуля); методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля); перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), в том числе перечень программного обеспечения; описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

 

  1. Программа практик

 

             Практика студентов является составной частью ППССЗ и обеспечивает закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков, развитие интереса к избранной профессии. В ходе ее проведения руководителями ЛПУ всесторонне изучаются уровень теоретической и практической подготовленности обучающихся для работы в лечебно-профилактических учреждениях.

Учебным планом ППССЗ СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика предусмотрены следующие виды практик:

– Учебная практика – 3 недели, форма контроля – дифференцированный зачет; проводится на 1,2 курсах рассредоточено.

– Производственная практика (по профилю специальности) – 21 неделя, форма контроля – дифференцированный зачет; проводится на 2,3 курсах концентрировано.

– Производственная практика (преддипломная) – 4 недели, форма контроля – дифференцированный зачет; проводится на 3 курсе непрерывно после освоения всех элементов учебного плана.

Практика студентов – составная и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Она проводится путем ознакомления студентов с работой ЛПУ, включает в себя возможности применения теоретических знаний на практике, способствует привитию интереса к будущей профессии и выработке умений и навыков по оказанию населению квалифицированной сестринской помощи для сохранения и поддержания здоровья в разные возрастные периоды жизни.

Итоги и меры по дальнейшему совершенствованию практики обсуждаются на заседаниях педагогического совете, методического совета с участием представителей практического здравоохранения (в случае необходимости).

Программы практик, разработанные для обеспечения ППССЗ содержат: указание вида практики, способа и формы ее проведения; перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ППССЗ; указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительность в неделях или в академических часах; содержание практики; указание форм отчетности по практике; контрольно-оценочные средства для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике; перечень учебной литературы и ресурсов Интернет, необходимых для проведения практики, включая перечень программного обеспечения; описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

Базы практик ГАОУ СПО РК «Евпаторийский медколледж»:

– ГБУЗ РК «Евпаторийская ГБ»;

– ГБУЗ РК «Евпаторийская поликлиника»;

– ГБУЗ РК «Сакская районная поликлиника»;

– ГБУЗ РК «»Евпаторийский родильный дом»;

– ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе».

 

  1. Программа государственной итоговой аттестации

 

Государственная итоговая аттестация по ППССЗ СПО по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа).

Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня и качества подготовки выпускника Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования.

Дипломная работа – это основной вид самостоятельной работы студентов, направленный на закрепление, углубление и обобщение знаний, общих и профессиональных компетенций, овладение методами учебных исследований, формирование навыков решения творческих задач. Тематики дипломных работ составляется на основе действующей программы и охватывают ее наиболее актуальные разделы и темы. Темы дипломных работ, выносимые на государственную итоговую аттестацию, разрабатываются преподавателями соответствующего профессионального модуля.

На подготовку выпускной квалификационной работы отводится 4 недели. На защиту выпускной квалификационной работы отводится 2 недели.

Обязательное требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких модулей.

К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план.

С учетом сдачи выпускниками государственной итоговой аттестации государственная экзаменационная комиссия решает вопрос о присвоении выпускникам квалификации и выдаче диплома соответствующего уровня.

 

  1. Оценка качества освоения ППССЗ

 

Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся делится на текущий контроль, предварительную аттестацию (рубежный контроль), промежуточную аттестацию и государственную итоговую аттестацию.

Успеваемость обучающихся определяется оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «зачтено», не зачтено».

Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся регулируется локально-нормативными актами ГАОУ СПО РК «Евпаторийский медколледж». Результаты контроля успеваемости обсуждаются на заседаниях цикловых методических комиссий, студенческом совете, студенческих собраниях, оперативных совещаниях, методическом и педагогическом советах.

 

  1. Фонд контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

 

             Фонд контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям) учебного плана ППССЗ входит в состав соответствующей рабочей программы по дисциплине (модулю) в виде вопросов для проведения зачета (экзамена). Контрольно-оценочные средства разрабатываются также как отдельные элементы учебно-методических комплексов по дисциплинам (модулям) учебного плана ППССЗ и включают в себя: перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ППССЗ; описание показателей и критериев оценивания компетенций  на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; контрольные задания (задачи, тесты и т.д.) или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения ППССЗ; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Фонд контрольно-оценочных средств разрабатывается преподавательским составом колледжа и утверждается директором колледжа или заместителем директора по учебной работе.

 

  1. Фонд контрольно-оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации

 

Фонд контрольно-оценочных средств для проведения государственной итоговой аттестации выпускников включает в себя: перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения ППССЗ; описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также щкал оценивания; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения ППССЗ; методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения ППССЗ.

 

  1. Материально-техническое обеспечение ППССЗ

 

ГАОУ СПО РК «Евпаторийский медколледж» располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной  и практической работы обучающихся, которые предусмотрены учебным планом колледжа, и соответствующий действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лекционные аудитории (оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном и имеющие выход в сеть Интернет), учебные аудитории, спортивные залы.

В библиотеке с читальным залом оборудованы рабочие места для обучающихся.

Финансирование реализации ППССЗ осуществляется в объеме, установленном учредителем и за счет хозрасчетных средств.

Приложение 2

 

Рабочие программы учебных дисциплин

 

  1. Основы философии
  2. История
  3. Иностранный язык
  4. Физическая культура
  5. Культура речи в профессиональном общении
  6. История Крыма
  7. Математика
  8. Информационные технологии в профессиональной деятельности
  9. Основы латинского языка с медицинской терминологией
  10. Анатомия и физиология человека
  11. Основы патологии
  12. Медицинская паразитология
  13. Химия
  14. Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ
  15. Первая медицинская помощь
  16. Экономика и управление лабораторной службой
  17. Безопасность жизнедеятельности
  18. Основы психологии

 

Рабочие программы профессиональных модулей

 

  1. Проведение лабораторных общеклинических исследований
  2. Проведение лабораторных гематологических исследований
  3. Проведение лабораторных биохимических исследований
  4. Проведение лабораторных микробиологических исследований
  5. Проведение лабораторных гистологических исследований
  6. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований